Our motto: In Partnership With Nature В партнерстве с природой!

Nagutskoe field

The Nagutskoe field of mineral waters has very interesting and at the same time difficult destiny. Its opening happened in the 60th years of the XX century during oil and gas fields drilling. Were discovered richest stocks of valuable mineral waters of a different chemical composition, however several times their development and commercial operation been stopped for a long time. Perhaps, no other field of mineral water in the North Caucasus experienced such contrast periods of development and dark oblivion as Nagutskoe. That is why its history is especially informative for us.

In early eighties of the XX century in the Soviet Union appeared the necessity of development of a new mineral water source because was found out that available fields of mineral water “Eessentuky № 4” and “Eessentuky № 17” did not provide any more all needs of the Eessentuky resort. This fact induced beginning of new prospecting works on the Nagutskoe field which were stopped right after opening of mineral water because of their extremely difficult technical and geological conditions.

Resumption of works on the Nagutskoe field of mineral water is entirely a merit of the chief of Kavminvodsky hydrogeological party of Boris Iosifovich Minkin. Facing arisen difficulties he appealed to colleagues from Volga-Don geological management and with their help prospecting works on a field were continued in the Mineralnye Vody and Andropovsky districts. At that time the Nagutskaya Hydrogeological Party which was led by Boris Iosifovich Minkin was created, the candidate of geological and mineralogical sciences Gennady Feliksovich Kowalewski was appointed the chief hydro-geologist and the chief engineer was Victor Ivanovich Ostroukhov.

Mineral water of the Nagutskoe field was at a depth of 1500 meters and had a temperature to 100 degrees Celsius. Prospecting works became complicated because of thermal waters and allocation of a large amount of spontaneous gas. However it didn’t prevent to finish work safely. From 1976 to 1986 on the Nagutskoe field of mineral water lots of new types of mineral waters were discovered. Among those were analogs of widely known types: “Eessentuky No. 4”, “Borjomi”, “Dilizhan”, “Lazarevsky”, “Rychal – su”, “Ankavansky”, “Arzani”.

However not only the diluted mineral water was a result of the works. During this period were tested and applied practically dozens of methods of hydrogeological researches and drilling of wells in the most difficult conditions. Unique experience of exploring of the Nagutskoe field of mineral water became property of the advanced domestic and world science and was noted with twenty six medals at the Exhibition of achievements of a national economy also was shined in tens of articles in mass media and scientific editions.

For industrial bottling of mineral water from Nagutskoe field there was built a plant with mineral water pipe line from a well. At the first stage productivity of plant was 400 m3 per day that allowed to cover necessity of many regions of the Soviet Union. However at 90th years the situation on the Nagutskoe field of mineral water became worse. Production, bottling of mineral water and of course additional investigation were suspended.

And only in 1999 the Nagutskoe field began to revive. After additional exploration the resource capacity of field was reestimated as having more resource potential. At this moment on the Nagutskoe field there are five operational wells giving four types of mineral water which are curative mineral water “Eessentuky № 17”, a curative – table water “Eessentuky № 4”, borjomi type waters “Nagutskaya-26” and “Nagutskaya-56”. Two types among those deserve special attention because “Nagutskaya-26” and “Nagutskaya-56” chemical composition is identical to composition of world famous mineral Borjomi water.

Наш девиз: В партнерстве с природой В партнерстве с природой!

Нагутское месторождение

Нагутское месторождение минеральных вод имеет очень интересную и одновременно сложную судьбу. Его открытие произошло в 60-е годы XX века в процессе поискового бурения нефтяных и газовых месторождений. Во время этих работ были обнаружены богатейшие запасы ценных минеральных вод разного химического состава, однако несколько раз и на продолжительное время их разработка и промышленная эксплуатация приостанавливалась. Пожалуй, ни одно другое месторождение минеральных вод на Северном Кавказе не пережило таких контрастных периодов развития и полного забвения как Нагутское, оттого его история для нас особенно познавательна.

Потребность в разработке нового месторождения минеральных вод в Советском Союзе возникла в начале 80-х годов XX века, когда обнаружилось, что имеющиеся источники минеральных вод «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17» уже не обеспечивают всех потребностей Ессентукского курорта, а тем более их не хватило бы для курортного комплекса города-спутника Ессентуков, строительство которого было запланировано в тот же период. Это и подвигло к началу новых разведочных работ на Нагутском месторождении, которые были приостановлены в первый раз сразу после открытия минеральных вод в силу их чрезвычайно сложных технических и геологических условий.

Возрождение работ на Нагутском месторождении минеральных вод всецело является заслугой начальника Кавминводской гидрогеологической партии Бориса Иосифовича Минкина. Столкнувшись с возникшими трудностями, он обратился к коллегам из Волго-Донского геологического управления, и при их помощи геологоразведочные работы на месторождении были продолжены на территории Минераловодского и Андроповского районов. Была сформирована Нагутская гидрогеологическая партия, которую возглавил Борис Иосифович Минкин, главным гидрогеологом был назначен кандидат геолого-минералогических наук Геннадий Феликсович Ковалевский, главным инженером – Виктор Иванович Остроухов.

Минеральная вода Нагутского месторождения находилась на глубине 1500 метров и имела в недрах температуру до 100 градусов Цельсия. Разведочные работы осложнялись наличием термальных вод и выделением большого количества спонтанного газа. Однако это не помешало благополучно закончить работы. С 1976 по 1986 годы на Нагутском месторождении минеральных вод был открыт целый ряд новых типов минеральных вод. Среди них аналоги широко известных типов: «Ессентуки № 4», «Боржоми», «Дилижан», «Лазаревский», «Рычал-су», «Анкаванский», «Арзани».

Однако не только разведанная минеральная вода стала результатом проведенных работ. Во время решения этой главной задачи были опробованы и внедрены в широкую практику десятки методов гидрогеологических исследований и проходки скважин в сложнейших условиях. Уникальный опыт разведки Нагутского месторождения минеральных вод стал достоянием передовой отечественной и мировой науки, был отмечен двадцатью шестью медалями на Выставке достижений народного хозяйства, освещался в десятках статей в СМИ и научных изданиях.

Для промышленного розлива минеральной воды Нагутского месторождения был построен современный завод с минералопроводом от скважины. На первом этапе производительность завода составляла до 400 куб. м. в сутки, что позволяло полностью покрыть потребность многих регионов Советского Союза в минеральной воде. Однако с наступлением 90-х годов ситуация на Нагутском месторождении минеральных вод значительно ухудшилась. Добыча и розлив минеральной воды, а тем более дополнительная разведка были приостановлены.

И лишь в 1999 году Нагутское месторождение минеральных вод стало постепенно возрождаться. Была проведена дополнительная разведка месторождения, переоценен в сторону увеличения ресурсный потенциал минеральных вод. В настоящий момент на Нагутском месторождении пять эксплуатационных скважин, дающих четыре типа минеральных вод. Это лечебная минеральная вода «Ессентуки № 17», лечебно-столовая «Ессентуки № 4», воды боржомского типа «Нагутская-26» и «Нагутская-56». Отдельного внимания заслуживают минеральные воды «Нагутская-26» и «Нагутская-56», химический состав которых идентичен составу всемирно известной минеральной воды «Боржоми».

В настоящий момент наряду с промышленной добычей минеральных вод Нагутского месторождения продолжается их дальнейшая разведка с целью точной оценки их запасов.