Our motto: In Partnership With Nature В партнерстве с природой!

Eessentuky springs

For the first time the Eessentuky sources of mineral waters were described by known Moscow doctor Feodor Petrovitch Gaaz who visited Caucasus Mineral Waters region in 1809 and 1810. In 1810 he discovered hot springs on the southern slope of the mountain “Jeleznaya”, the same year he learned for the first time about existence of mineral sources in a valley of the river “Bugunta”. After close inspection F.M.Gaaz’s described four sources of mineral water in that area, but because of their extremely low flow rate he didn’t attach great importance to those.

А.П. Нелюбин

Only in 1823 they were newly described and properly estimated by the professor of the Petersburg Medico-surgical academy Alexander Petrovitch Nelyubin. Surveying the region of Buguntinsky sources A.P. Nelubin counted 18 sources of mineral water to which he gave numbers one after another from No. 1 to No. 18. All of them had alkaline mineralization. Besides he found and described 5 more sources from No. 19 on No. 23 which he ascribes to sulfur-alkaline group.

With the Royal order in 1825 on the river Bugunta at 3.5 km to the northeast from the Eessentuky post the Eessentukskaya village was found.

However till the middle of 50th years of the XIX century the use for the Eessentuky sources of mineral waters was not founded. Residents of the village were drinking water from the springs and bathed in holes digged near sources almost not protected from a contamination. Coming patients took bathtubs at homes of locals.

The new stage of development of the Eessentuky resort and mineral waters of the Eessentuky sources began in 1846 when with the Royal order Caucasus Mineral Waters region was transferred to management of the Deputy of the Caucasian duke M. S. Vorontsov.

Ф.М. Гааз

Since 1847 the Eessentuky mineral water sources and the territory surrounding them were redeemed from the Cossack Army and transferred to specially founded Management of Waters in Pyatigorsk. At this time the number of vacationers at the Eessentuky resort considerably increased what led to the prompt growth of a village which by order of Vorontsov was expanded in 1846 to the northeast and approached the sources.

Industrial bottling and selling of mineral water in Russia began with the Eessentuky sources. The first mention of it is dated 1848 when 300 bottles of mineral water from the Eessentuky sources were sent to Admiral M. P. Lazarev in town Nikolaev.

In the 1860th years bottles with Eessentuky mineral water were dispatched to Moscow, St. Petersburg, Rostov, Vladikavkaz, Tiflis. Those years mineral water of the Eessentuky sources gained wide recognition not only in Russia, but also abroad where it was highly appreciated for flavoring qualities and curative properties. The company that was exporting Eessentuky mineral waters had its warehouses in Paris, London, Prague and other cities of Europe. At the beginning of the 1870th years mineral water of the Eessentuky sources was selling almost in all large cities of Russia.

In 1875 railroad construction from Rostov to station Mineralnye Vody and road from Mineralnye Vody to Kislovodsk through Pyatigorsk and Eessentuky was complete. Between these resorts was established stagecoaches connection. All this increased number of vacationers to almost 5 000 people in 1883 year.

Наш девиз: В партнерстве с природой В партнерстве с природой!

Ессентукские источники

Впервые ессентукские источники минеральных вод были описаны известным московским врачом Федором Петровичем Гаазом, который посетил Кавказские Минеральные Воды в 1809 и 1810 годах. В 1810 году им были открыты горячие источники на южном склоне горы Железной, в том же году он впервые узнал о существовании минеральных источников и в долине реки Бугунты. После детального обследования Ф.М. Гааз описал в том районе четыре источника минеральных вод, однако из-за крайне малого их дебита особого значения им не придал.

А.П. Нелюбин Лишь в 1823 году они были заново описаны и должным образом оценены профессором Петербургской Медико-Хирургической академии Александром Петровичем Нелюбиным. Обследуя район Бугунтинских источников, А.П. Нелюбин насчитал 18 источников минеральных вод, которым присвоил номера по порядку от №  1 до №  18. По типу минерализации все они оказались щелочными. Кроме того он обнаружил и описал еще 5 источников с №  19 по №  23, которые отнес к группе серно-щелочных.

В 1825 году по Высочайшему повелению на реке Бугунта в 3,5 км к северо-востоку от основанного в 1978 году Ессентукского поста была заложена станица Ессентукская.

Однако до середины 50 годов XIX века ессентукские источники минеральных вод не находили должного применения. Жители станицы пили воду из ключей и купались в ямах, вырытых рядом с источниками, кое-как огражденных от засорения. Приезжавшие больные принимали ванны на дому у местных жителей.

Новый этап развития Ессентукского курорта и вместе с ним и минеральных вод ессентукских источников начался в 1846 году, когда по Высочайшему повелению Кавказские Минеральные Воды были переданы в заведование Наместника Кавказского князя М.С. Воронцова.Ф.М. Гааз

С 1847 года ессентукские минеральные источники и окружающая их территория были выкуплены у казачьего Войска и переданы в распоряжение специально созданной Дирекции Вод в г. Пятигорске. В это время число отдыхающих на Ессентукском курорте значительно увеличилось, что привело к стремительному росту станицы, которая по приказу Воронцова была расширена в 1846 году к северо-востоку и придвинулась вплотную к источникам.

Минеральные воды ессентукских источников были первыми, промышленный розлив и реализация которых была организована в России. Первое упоминание об этом датируется 1848 годом, когда 300 бутылок минеральной воды с ессентукских источников было отправлено в г. Николаев адмиралу М. П. Лазареву.

В 1860-х годах бутылки с ессентукской минеральной водой рассылались в Москву, Санкт-Петербург, Ростов, Владикавказ, Тифлис. В эти годы минеральная вода ессентукских источников получила широкое признание не только в России, но и за границей, где она высоко ценилась за вкусовые качества и целебные свойства. Фирма, осуществлявшая экспорт ессентукских минеральных вод, имела свои склады в Париже, Лондоне, Праге и других городах Европы. В начале 1870-х годов постоянная продажа минеральной воды ессентукских источников была налажена почти во всех крупных городах России.

В 1875 году было завершено строительство железной дороги от Ростова до станции Минеральные Воды и шоссейной – от Минеральных Вод до Кисловодска, через Пятигорск и Ессентуки. Между курортами было установлено сообщение посредством дилижансов. Все это способствовало резкому наплыву отдыхающих до почти 5 000 человек в 1883 году.

С 1885 по 1888 годы удалось добиться значительного увеличения добычи минеральной воды на ессентукских источниках №  4, №  17, №  19, №  20. Все это привело к тому, что уже в начале XX века розлив минеральной воды достиг 10 млн. бутылок в год, а их продажа была организована во всех крупных городах России.