Our motto: In Partnership With Nature В партнерстве с природой!

Beshtaugorskoe field

The Beshtaugorskoe field was discovered in 1956 when Koltsovskaya expedition was drilling a 998 m deep test borehole “2-Beshtaugorskaya” (2-B) at a foot of Beshtau on the western flank of the Beshtaugorskoe field of uranium, during that drilling in apt-Albian deposits of the lower chalk was uncovered a low carbon dioxide thermal mineral water of hydro carbonate -sulfate sodium structure with a mineralization of 3.8 g/dm3. The well flow rate was more than 5 l/sec.

In 1972, because of deficiency of mineral water for bathing treatment in Eessentuky resort, on the basis of discovery experience of Middle – Essentuksky (1-CMW-bis) sector of the Eessentuky field, here was drilled a 1850 m deep test well 66 on the titonsko-valanzhinsky water- flow horizon. Flow rate of this well was over 3 l/sec. of low carbon dioxide thermal siliceous mineral water having chloride – hydrocarbonate -sulfate calcium-sodium structure and mineralization of 6.2 g/dm3.

In 1976-1977 on the wells 2-B and 66 of Central Beshtaugorsky sector were made hydrogeological test works to evaluate reserves of mineral water. They consisted of combined and single test releases of mineral water out of wells 2-B and 66. According the results of these works the State Commission of Reserves of Minerals estimated and approved a mineral water volume 600 m3/d, including 350 m3/d (category B) on the aptsko-nizhnealbsky water horizon and 250 m3/d (category A) on the titonsko-valanzhinsky.

Since 1979 this site was put into operation and by analogy with “Central – Essentuksky”, “Middle- Essentuksky” and “Novoblagodarnensky” sectors of the Eessentuky field it can be considered as “Old”.

In 1993, after State Commission of Reserves reviewed revaluation materials of operational reserves of curative mineral water developed by the Eessentuky resort, reserves of mineral water of the Central Beshtaugorsky sector were reduced from 600 to 490 m3/d. That means those were approved in volume that equals the average annual values of output, essentially observed in the conditions of stable hydrodynamic, hydrochemical, gas and temperature rates of using of the period 1987–1989. Along with that from 350 to 240 m3/d were reduced only operational reserves of mineral water of the aptsko-nizhnealbsky water-bearing horizon, and approved earlier volume of reserves of the titonsko-valanzhinsky water-bearing horizon– 250 m3/d was not changed, these reserves were only transferred from category A to category B.

For the same reasons, as on the Eessentuky field, in the late nineties of the last century on the Beshtaugorsky field emerged new West Beshtaugorsky and Southern Beshtaugorsky sectors located on the basis of wells 79 and 80, drilled by the North Caucasian Hydrogeological Expedition in 1988-1991. By well 79 in depth 1982 m in the titonsko-valanzhinsky water-bearing horizon were discovered low carbon dioxide thermal siliceous mineral waters having chloride – hydrocarbonate -sulfate calcium-sodium structure with a mineralization about 6 g/dm3 and an output about 2 l/sec.

Hydrogeological conditions of Beshtaugorsky field

Beshtaugorsky field of mineral water with all its three operational sites: Central Beshtaugorsky, West Beshtaugorsky and Southern Beshtaugorsky – is located in southwest part of the Mineralnye Vody intrusive area. However, unlike the Eessentuky field, the Beshtaugorsky field is not in Kislovodsko-Kumagorskoaya zone, i.e. not in merged part of the Kavminvodsky anticline, but on the east wing what defined a deeper (to 2000 m) bedding of all divisions of its hydrogeological section. But the most important is that the Beshtaugorsky field is located on the area of the Mineralnye Vody intrusive area, in that part of it where there was a penetration of the intrusive massif of Mount Beshtau in sedimentary breeds, accompanied by numerous semi-ring radial tectonic violations.

The Beshtaugorsky field of mineral water is the complicate water-pressure system lying on the waterproof Proterozoic and Paleozoic base which total capacity almost reaches 2 km, and total area makes about 15 sq.km.

On the West Beshtaugorsky site the well 79 is in use, which exploits the titonsko-valanzhinsky water-bearing horizon.

In spontaneous gas lifted in well 79 on the West Beshtaugorsky site there is carbon dioxide (62-98%) methane, nitrogen and oxygen. The general gas content fluctuates in the range of 2.07-2.9.

Among biologically active components in standard concentration in considered water are found the dissolved carbonic acid (0.49-1.09 g/dm3), metasilicon acid (58-190 mg/dm3).

Temperature of water on well 79 s depends on water selection and varies in an interval 43-68°С what characterizes these waters like very hot (high-thermal).

The micro component structure on the studied tests corresponds to the standards of mineral water GOST 13273-88 and the Sanitary Standards and Rules 2.3.2.1078-01.

According to the balneal resolution, mineral water – high-thermal, low carbon dioxide, medium mineralized, chloride – hydrocarbonate -sulfate calcium-sodium, siliceous, on structure is close to the XXI group in accordance with GOST 13273-88.

Наш девиз: В партнерстве с природой В партнерстве с природой!

Бештаугорское месторождение

Бештаугорское месторождение было открыто в 1956 г. при бурении Кольцовской экспедицией контрольно-наблюдательной скв.2-Бештаугорская (2-Б) глубиной 998 м у подножья г. Бештау на западном фланге Бештаугорского месторождения урана, которой в апт-альбских отложениях нижнего мела была вскрыта слабоуглекислая термальная минеральная вода гидрокарбонатно-сульфатного натриевого состава с минерализацией 3,8 г/дм3. Дебит скважины при свободном самоизливе превышал 5 л/с.

В 1972 г., в связи с дефицитом минеральных вод для ванного лечения на курорте Ессентуки, на основе опыта разведки и эксплуатации Средне-Ессентукского (1-КМВ-бис) участка Ессентукского месторождения, здесь была пробурена разведочная скважина 66 на титонско-валанжинский водоносный горизонт глубиной 1850 м, из которой был получен самоизлив (свыше 3 л/с) слабоуглекислых термальных кремнистых минеральных вод хлоридно-гидрокарбонатно-сульфатного кальциево-натриевого состава с минерализацией 6,2 г/дм3.

В 1976-1977 гг. на этом (Центрально-Бештаугорском) участке скв.2-Б и 66 были проведены опытные гидрогеологические работы с целью оценки эксплуатационных запасов минеральных вод. Они заключались в проведении совместного и одиночных опытно-эксплуатационных выпусков минеральных вод из скв.2-Б и 66. По результатам этих работ были оценены и утверждены ГКЗ эксплуатационные запасы минеральных вод в количестве 600 м3/сут, в т.ч. 350 м3/сут (кат. В) по аптско-нижнеальбскому водоносному горизонту и 250 м3/сут (кат. А) по титонско-валанжинскому.

С 1979 г. этот участок был введен в эксплуатацию, так что его по аналогии с Центральным, Средне-Ессентукским и Новоблагодарненским участками Ессентукского месторождения можно относить к «старым».

В 1993 г., после рассмотрения ГКЗ материалов переоценки эксплуатационных запасов лечебных минеральных вод, разрабатываемых курортом Ессентуки, запасы минеральных вод Центрально-Бештаугорского участка были уменьшены с 600 до 490 м3/сут, т.е. были утверждены в объемах равных «среднемноголетним значениям дебитов скважин, фактически наблюдавшимся в условиях относительно стабильного гидродинамического, гидрохимического, газового и температурного режимов эксплуатации» периода 1987-1989 гг., а фактически по достигнутому в этот период объему водоотбора, который полностью определялся потребностью курорта Ессентуки в минеральных водах этого участка. При этом с 350 до 240 м3/сут были уменьшены только эксплуатационные запасы минеральных вод аптско-нижнеальбского водоносного горизонта, а утвержденное ранее количество запасов титонско-валанжинского водоносного горизонта — 250 м3/сут было оставлено без изменения, только эти запасы были переведены из категории А в категорию В.

По тем же причинам, что и на Ессентукском месторождении, в конце 90-х годов прошлого века на Бештаугорском месторождении появились новые Западно-Бештаугорский и Южно-Бештаугорский участки, выделенные на базе поисково-разведочных скв.79 и 80, пробуренных Северо-Кавказской гидрогеологической экспедицией в 1988-1991 г.г. Скв.79 глубиной 1982 м в титонско-валанжинском водоносном горизонте были вскрыты слабоуглекислые термальные кремнистые минеральные воды хлоридно-гидрокарбонатно-сульфатного кальциево-натриевого состава с минерализацией около 6 г/дм3 и дебитом самоизлива около 2 л/с.

Гидрогеологические условия Бештаугорского месторождения

Бештаугорское месторождение минеральных вод со всеми его тремя эксплуатационными участками: Центрально-Бештаугорским, Западно-Бештаугорским и Южно-Бештаугорским — расположено в юго-западной части Минераловодского интрузивного района. Однако, в отличие от Ессентукского месторождения, Бештаугорское месторождение находится не в Кисловодско-Кумагорской зоне, т.е. не в сводовой части Кавминводской антиклинали, а на ее восточном крыле, что определило более глубокое (до 2000 м) залегание всех подразделений его гидрогеологического разреза, набор которых в целом аналогичен Ессентукскому месторождению. Но самое главное, что Бештаугорское месторождение расположено на площади Минераловодского интрузивного района, в той его части, где произошло внедрение интрузивного массива горы Бештау в толщу осадочных пород, сопровождаемое многочисленными полукольцевыми и оперяющими радиальными тектоническими нарушениями.

Бештаугорское месторождение минеральных вод представляет собой залегающую на водоупорном протерозойско-палеозойском фундаменте сложную водонапорную систему, суммарная мощность которой почти достигает 2-х км, а общая площадь составляет около 15 км2.

На Западно-Бештаугорском участке используется скважина 79, которая эксплуатирует титонско-валанжинский водоносный горизонт.

В составе спонтанного газа, поднимаемого скважиной 79 на Западно-Бештаугорском участке, преимущественно содержится углекислый газ (62-98% об.), отмечаются метан, азот, кислород. В составе растворенного газа также присутствуют углекислый газ, азот и кислород. Общее газосодержание колеблется в интервале 2.07-2.9.

Среди биологически активных компонентов в кондиционных концентрациях в рассматриваемой воде обнаружены растворенная углекислота (0.49-1.09 г/дм3), метакремниевая кислота (58-190 мг/дм3).

Температура поднимаемых скважиной 79 вод зависит от водоотбора и колеблется в интервале 43-68оС, что характеризует эти воды как очень горячие (высокотермальные).

Микрокомпонентный состав по изученным пробам соответствует нормативам, предъявляемым к минеральным водам ГОСТ 13273-88 и СанПиН 2.3.2.1078-01.

В соответствии с бальнеологическим заключением, минеральная вода – высокотермальная, слабоуглекислая, среднеминерализованная, хлоридно-гидрокарбонатно-сульфатная кальциево-натриевая, кремнистая, по составу приближается к XXI группе по ГОСТ 13273-88.